Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В Муниципальномбюджетном дошкольном образовательном
учреждениидетский сад «Ромашка»2023-2024 учебном году два ребёнка
инвалида.
1.Обеспечение доступа в здание образовательной организации
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие
подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки,
напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри
помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы
специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Имеется звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации
и световым табло «Выход», видеонаблюдением, тревожной кнопкой, таблицей Брайля.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее
лицо.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В учреждении оборудовано 2 групповые помещения, в том числе
оборудованных для проведения практических занятий, средств обучения и
воспитания, приспособленныхдля использования инвалидами и лицами с ОВЗ в
соответствии с имеющимися заключениями ПМПК у воспитанников.
В состав групповых ячеек
входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды),
групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для
подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная
(совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью,
оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями
воспитанников.
Для развития
экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены уголки
озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями,
красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал –
альбомы, картины по временам года, дидактические игры.
В старших группах
оснащены уголки экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского
исследования (карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно – печатные
игры).
В группах в зависимости
от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный,
пальчиковый, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых,
режиссерских игр, игр – драматизаций. В группах раннего возраста и младших
группах – уголки ряженья.
Инвалиды и лица с ОВЗ
небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на
общих основаниях.
В учреждении оборудованыобъекты для проведения
практических занятий в соответствии с имеющимися заключениями ПМПК у
воспитанников.
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с
детьми. В методическом кабинете есть уголок учителя-логопеда предназначен для:
-проведения
диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с
детьми.
1.Оснащение кабинета:
-зеркало настенное;
-зеркала для индивидуальной работы;
-шкафы для хранения пособий;
-столы для детей;
-стулья детские;
-стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
2. Учебно-методические пособия:
а) для
коррекционной логопедической работы:
-по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с
изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных
звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое
лото, речевые домики);
- по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития
фонетического слуха);
-по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
-по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии
картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа,
алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов);
б) для обследования
интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки,
разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый
лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр
"Чей силуэт", "Что сначала, что потом",
"Путаница", "Нелепицы".
в) картотеки:
(артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные
упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки,
скороговорки, упражнения на релаксацию.
г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные
шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки,
шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука,
кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы
артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Так же в методическом
кабинете созданы условия для работы педагога-психолога. Педагогом-психологом проводятся индивидуальные и подгрупповые
занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников,
диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и
консультации для родителей.
Деятельность
педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране
психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия,
свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Музыкального зала в детском
саду нет. В детском саду в групповых есть
музыкальный центр,
учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных
игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами
(металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами
композиторов. Методический кабинет оснащен современной музыкально-методической
литературой и дидактическими играми.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении оборудовано 2 групповые помещения, в том числе
оборудованных для проведения практических занятий, средств обучения и
воспитания, приспособленныхдля использования инвалидами и лицами с ОВЗ в
соответствии с имеющимися заключениями ПМПК у воспитанников.
В состав групповых ячеек
входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды),
групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для
подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная
(совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью,
оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями
воспитанников.
Для развития
экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены уголки
озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями,
красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал –
альбомы, картины по временам года, дидактические игры.
В старших группах
оснащены уголки экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского
исследования (карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно – печатные
игры).
В группах в зависимости
от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный,
пальчиковый, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых,
режиссерских игр, игр – драматизаций. В группах раннего возраста и младших
группах – уголки ряженья.
Инвалиды и лица с ОВЗ
небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на
общих основаниях.
В учреждении оборудованыобъекты для проведения
практических занятий в соответствии с имеющимися заключениями ПМПК у
воспитанников.
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с
детьми. В методическом кабинете есть уголок учителя-логопеда предназначен для:
-проведения
диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с
детьми.
1.Оснащение кабинета:
-зеркало настенное;
-зеркала для индивидуальной работы;
-шкафы для хранения пособий;
-столы для детей;
-стулья детские;
-стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
Так же в методическом
кабинете созданы условия для работы педагога-психолога. Педагогом-психологом проводятся индивидуальные и подгрупповые
занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников,
диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и
консультации для родителей.
Деятельность
педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране
психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия,
свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Музыкального зала в детском
саду нет. В детском саду в групповых есть
музыкальный центр,
учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных
игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами
(металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами
композиторов. Методический кабинет оснащен современной музыкально-методической
литературой и дидактическими играми.
Методический кабинет
Методический кабинет
оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса
пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, которые
подобраны в соответствии с образовательными областями:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства обучения и
воспитания сформированы по видам:
- методическая
литература;
- наглядно-методические
пособия;
- дидактические пособия;
- наглядно-дидактические
пособия;
Физкультурного зала нет в
детском саду. В групповых созданы все условия для полноценной двигательной
деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков,
повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических
качеств и способностей. В групповых проводятся утренняя гимнастика, НОД,
физкультурные досуги и развлечения. Также имеется спортивная площадка, в каждой
группе - физкультурные уголки.
Все объекты спорта
приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в соответствии с
имеющимися заключениями ПМПК у воспитанников.
Так же в групповых есть
спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной
работы:
- спортивный
инвентарь- спортивные маты, массажные мячи, мягкий балансир, набор
межполушарных лабиринтов, массажер Су-джок, массажная мячи, мешки с песком,
обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки,
гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь
соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и
эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают
анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельного
помещениябиблиотекив дошкольном учреждении не имеется.
Литература находится в методическом кабинете и каждой групповой ячейке: учебная
и методическая литература, периодическая печать, детская художественная
литература.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Физкультурного зала нет в
детском саду. В групповых созданы все условия для полноценной двигательной
деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков,
повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических
качеств и способностей. В групповых проводятся утренняя гимнастика, НОД,
физкультурные досуги и развлечения. Также имеется спортивная площадка, в каждой
группе - физкультурные уголки.
Все объекты спорта
приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в соответствии с
имеющимися заключениями ПМПК у воспитанников.
Так же в групповых есть
спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной
работы:
- спортивный
инвентарь- спортивные маты, массажные мячи, мягкий балансир, набор
межполушарных лабиринтов, массажер Су-джок, массажная мячи, мешки с песком,
обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки,
гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь
соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и
эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают
анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Виды средств
обучения:
·Печатные(методические
пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал)
·Электронные
образовательные ресурсы(образовательные презентации)
·Наглядные
плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные)
·Демонстрационные
(муляжи, макеты, картины, куклы)
·Игровые
(коврограф, блоки Дьенеша, палочки Кьюизинера, комплекты дидактических,
сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные игры)
·Спортивное
оборудование.
Виды средств воспитания:
·проектная
деятельность
·коллективный
труд
·трудовые
поручения
·выставки,
конкурсы
·праздники,
досуги, развлечения
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Специальные условия питания
Питание
воспитанников осуществляется в соответствии с действующими
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН. Создание
отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. Питание осуществляет
Комбинат школьного питания с. Иволгинск.
Специальные условия охраны здоровья
В детском саду
используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное
физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию
отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном
учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
·проведение
профилактических осмотров;
·мероприятия
по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
·осуществление
систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
·обеспечение
контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
·осуществление
контроля за физическим,гигиеническим воспитанием детей, проведением
закаливающих мероприятий;
·осуществление
контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации ДОУ.
Информационная база МБДОУ детский сад "Ромашка" оснащена: локальной сетью; электронной почтой; выходом в Интернет;разработан и действует официальный сайт учреждения.
Детский сад имеет в своем распоряжении 5 компьютеров (из них доступны для самостоятельного пользования детьми - 0), 2 МФУ, медиатеку и средства сетевого взаимодействия, поддерживающие оперативный обмен информацией. Активно используется электронная почта для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ детский сад "Ромашка" , на котором существует версия для слабовидящих.
Имеются специальные тактильные таблички с информацией для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В групповых есть
телевизор, музыкальный центр, колонка с ЮСБи, компьютер с выходом в интернет,
где дети могут смотреть видеофильмы, звукозаписи.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В ДОУ имеются 5
компьютера, из них 5 с выходом в интернет. В детском садуимеются
технические средства обучения коллективного и индивидуального
пользования:
- мультимедийная
установка (экран, компьютер) - в музыкальном зале; переносная мультимедийная
установка;
- музыкальный центр:
- колонка с usb
Дети-инвалиды и лица с
ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том
числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.