24.02.2022
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА
СТРАНИЧКУ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В нашем ДОУ работает психолог, а
знаете ли вы, что входит в обязанности психолога и какие занятия проводит психолог в детском саду? Некоторые родители ещё находятся в плену
сомнительных заблуждений, что если с ребёнком занимается психолог, то это
означает, что у него обнаружены какие-то отклонения и дефекты в психике. К
счастью, таких родителей с каждым годом становится всё меньше и меньше.
Попробуем вместе во всем разобраться. Психолог в детском саду — это,
прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не
только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического
развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Педагог-психолог в ДОУ работает с
детьми и с родителями по нескольким направлениям. 1. Психолого-педагогическое консультирование. Психологическое консультирование детей - это
особенная форма помощи семье со стороны психолога, ориентированная на
преодоление жизненных трудностей детей и их родителей. Задача детского психолога - создать условия, в
которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны,
осознать, какие установки и действия создают проблемы. Консультироваться могут не только
родители, но и работники ДОУ. В своём плане работы психолог расписывает план
обязательных консультаций на год. Темы выбираются исходя из актуальных вопросов
для той или иной возрастной группы и контингента, а также по рекомендациям,
полученным из вышестоящих инстанций. Психологические консультации, так же, как и
занятия психолога в детском саду, могут быть индивидуальными и групповыми.
Плановое консультирование, обыкновенно, носит групповой характер. О таких
консультациях родителей заранее оповещает воспитатель, и присутствовать на них
– это долг каждого сознательного родителя. Особенно важно посещать такие
консультации, если ваш ребёнок только начинает ходить в детский сад, ведь этот период
в жизни ребёнка сопровождается бурными изменениями и активной социальной
адаптацией к новым условиям. Родителям очень важно знать многие моменты,
связанные с поведением ребёнка, который только начинает адаптироваться в новой
социальной среде. Другой переломный момент, когда родители особенно остро
нуждаются в консультации – это предстоящее посещение школы. В часы приёма психолога родители
всегда могут обратиться к нему с любой интересующей их проблемой. Но не стоит
забывать о том, что психолог в детском саду отвечает за большое количество
человек, у него много обязанностей и дел, поэтому не стоит каждый день приёма
забивать исключительно вашими проблемами. Если ваш случай особенный и требует
тщательного рассмотрения, занятия с психологом в детском саду могут оказаться
недостаточными, и вас могут перенаправить в соответствующие
психолого-педагогические центры и учреждения, где вы получите необходимую
психологическую помощь. 2. Психодиагностика. Далеко не все родители проявляют
обеспокоенность проблемами детей, некоторые просто не видят их и не спешат
обратиться за помощью к специалисту. Задача психолога во время диагностики
распознать, нет ли у ребёнка каких-либо проблем в общем психологическом
развитии, в поведении, в социальной адаптации, в эмоционально-волевой,
интеллектуальной и других сферах. Кроме того, проводится и
психолого-педагогическая диагностика, цель которой – установить, как дети
усваивают образовательную программу в ДОУ. Психологическое индивидуальное
обследование ребенка в детском саду проводится только при согласии родителей,
заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении
советов по работе с ним. Предварительно психолог беседует с воспитателем,
выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают
тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные
сведения о семье ребенка. Когда психолог назначает
индивидуальную консультацию, или же если родители сами настаивают на её
проведении, она, как правило, включает в себя и одновременную углубленную
диагностику тех аспектов, которые наиболее актуальны в том или ином случае.
Практикуется и групповая диагностика детей, а также родителей и работников ДОУ.
Для диагностики детей дошкольного
возраста чаще всего применяются проективные методики — анализ рисунков и других
предметов творчества детей. В работе со взрослыми психолог чаще прибегает к
тестам и анкетированию. 3. Коррекционные занятия психолога в детском
саду. Существуют как групповые, так и
индивидуальные коррекционные программы, которые могут быть чрезвычайно
разнообразны, что зависит от конкретных отклонений, которые нужно исправить. Чаще всего, коррекционные занятия
психолога в детском саду представляют собой разнообразные тренинги и упражнения
в игровой форме. Если того требует ситуация, психолог ДОУ может проводить
коррекционные занятия психолога в детском саду и со взрослыми – с персоналом
учреждения и с родителями. 4. Развивающие занятия психолога в детском
саду. Если коррекционные занятия
психолога в детском саду необходимы только детям с определёнными проблемами в
психологической жизни, то развивающие занятия психолога в детском саду нужны
всем. Во время таких занятий психолог с помощью разнообразных средств
стимулирует развитие детей в той или иной области. Годовой план работы
составляется с учётом гармоничного, своевременного и планомерного развития
ребёнка. Особенное место занимает подготовка к школе. Если задача педагога –
обучить ребёнка тем или иным навыкам, то психолог должен всячески стимулировать
развитие интеллекта и способностей ребёнка. В принципе, весь образовательный
процесс носит психолого-педагогический характер, ведь обучение и развитие тесно
переплетены между собой. Развивающие занятия психолога в детском саду могут быть
организованы в виде обычных уроков, в виде тренингов, игр и даже в виде
экскурсий и прогулок.
10.09.2018
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о внешнем мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. То, что заложено в ребенке в раннем и дошкольном возрасте, останется на всю жизнь.
Предметная деятельность становится ведущей в этом возрасте, именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Поэтому очень важно сохранять любопытство, максимально ослаблять психологические препятствия, сдерживающие его, такие как адаптация к детскому саду.
Адаптационный период в детском саду – серьезное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ребенка.
Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в другую, а именно, в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот период необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.
В связи с вышеизложенным, предлагаю, наряду с традиционными приемами, использование методического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка», которое, считаю, способствует созданию условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.
28.10.2022